Кибератаки – мягкое и тихое ядерное оружие
Несмотря на то, что это был солнечный февральский день, Тамир Пардо предпочитал оставаться в тени. Он спокойно курил сигарету перед входом в пятизвездочный берлинский отель.
В течение 35 лет Тамир Пардо служил в самой легендарной секретной службе в мире. С 2011 по 2015 год Моссад действовал под его руководством. Вместе с другими бывшими израильскими шпионами он впоследствии основал многомиллионную техническую компанию под названием «XM Cyber».
Приведем несколько операций Моссад – таких как похищение нацистского приспешника Адольфа Эйхмана в Аргентине (1960) и кража полтонны секретных материалов из Ирана (2018). Теперь бывший глава Моссада дает эксклюзивное интервью ENGINE.
ENGINE: Как вы пришли в Моссад в 1980 году?
Тамир Пардо: «Это было совпадение. Я служил в спецназе около 7 лет. У нас было некоторое сотрудничество с Моссадом, но я очень мало знал о них. И в один прекрасный день я получил письмо, в котором меня пригласили на собеседование. Я понятия не имел, кто за этим стоит, но это выглядело захватывающе. Мне было 26 или 27 лет, и они сказали мне, что это будет очень интересно. Поэтому я согласился ».
ENGINE: Ваша работа оправдала ваши ожидания?
Тамир Пардо: «Более чем! Для того, чтобы присоединиться к Моссад, у вас должна быть душа предпринимателя. Это было похоже на работу во многих стартапах в течение 35 лет. Это чрезвычайно сложно, интересно и увлекательно ».
ENGINE: Когда вы сказали своей семье, что работали на Моссад?
Тамир Пардо: «Моя жена знала это с самого начала. Мои дети узнали об этом позже. Мы не обсуждали мою работу дома, но они догадывались».
ENGINE: В течение пяти лет вы были директором Моссада. Как выглядел ваш обычный рабочий день?
Тамир Пардо: «Я всегда просыпался в 5 утра и целый час проводил в спортзале. Около 8 часов я начинал рабочий день и работал до 10 или 11 часов вечера. Когда я не был в командировках, я приходил домой и отвечал на телефонные звонки. Потом я ложился спать до следующего звонка. Так продолжалось до 5 утра. 7 дней в неделю, 365 дней в году ».
Иран и ядерная сделка
ENGINE: Когда вы вступили в должность, ваша миссия состояла в том, чтобы не дать Ирану разработать ядерное оружие. Вам удалось?
Тамир Пардо: «Да. Даже очень. Когда мы говорим о военном ядерном потенциале, иранское правительство принимает политическое решение иметь ядерное оружие. Таким образом, у вас есть возможность убедить правительство в том, что продолжать не стоит. Вы можете добиться этого с помощью санкций или других мер, которые задерживают программу до тех пор, пока они не поймут, что это пустая трата времени. Я думаю, что мы сделали все возможное. Если бы мы этого не сделали, у них уже была бы ядерная бомба. Но до сегодняшнего дня у них её нет ».
ENGINE: Когда вы были директором Моссада, несколько иранских ученых погибли при неестественных обстоятельствах …
Тамир Пардо: «Правда? Я не знал этого. Я не заметил.
ENGINE: Германия и ЕС активно работают над тем, чтобы уйти от новых санкций США против Ирана и спасти JCPoA, ядерную сделку по Ирану. Как вы оцениваете сделку?
Тамир Пардо: «Первый вопрос: хорошее ли это соглашение или нет? Я вообще не верю иранскому режиму. Поэтому, даже если бы у нас было лучшее соглашение, я бы не стал им доверять. Но проблема с Ираном заключается не только в ядерной программе, но и в их вмешательстве в дела Ирака, Сирии, Ливана и терроризма во всем мире. Это серьезная проблема. К сожалению, даже сейчас никто ничего не делает, ни Соединенные Штаты, ни Европа ».
Угрозы от кибератак
ENGINE: Другая текущая угроза – кибератаки. Насколько они опасны на самом деле?
Тамир Пардо: «Я называю кибератаки мягким и тихим ядерным оружием. В отличие от бомб и ракет, вы не видите крови на улицах. Но вы можете нанести критический урон с помощью кибератак, разорвать общество на части и нанести ущерб экономике. К сожалению, почти каждый может достичь этого, потому что умные дети существуют везде. Почти все, что могло быть достигнуто с помощью военной мощи в прошлом, теперь может быть достигнуто с помощью кибер. Я не уверен, что мир уже понял, насколько это опасно ».
Безопасность Израиля
ENGINE: Израиль окружен врагами, исламистскими диктатурами и гражданскими войнами. Как вы гарантируете безопасность нации, учитывая эту ситуацию?
Тамир Пардо: «Мы принимаем правильные меры. Мы маленькая страна и должны защищать себя. Но в долгосрочной перспективе нам нужно создать другую атмосферу в нашем регионе. Мы не должны упускать ни одной возможности для установления мира в нашем регионе. Если наши соседи достаточно мудры, мы сможем сделать мир лучше. Но это не зависит только от нас. 50 процентов зависят от другой стороны ».
ENGINE: Какая в настоящее время самая большая угроза для Израиля?
Тамир Пардо: «У нас мир с Египтом и Иорданией. Сирия покалечена. Хезболла в Ливане – головная боль, но она не представляет угрозы для нашего существования. Иран делает все возможное, чтобы ослабить нас, но сегодня они не угрожают нашему существованию. Наша самая большая задача – решить палестинскую проблему. Но у нас нет экзистенциальной угрозы ».
ENGINE: Это настоящее достижение …
Тамир Пардо: «Это чудо. Маленькая страна в этом регионе! Мы меньшинство меньшинств. Но нам удалось построить страну с надлежащим образованием, надлежащим здравоохранением и очень хорошей экономикой, а также первоклассной системой обороны ».
ENGINE: Как Израиль достиг этого?
Тамир Пардо: «У нас не было другого выбора».
Подписывайтесь на канал “Engine.MD” в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и эксклюзивных материалах.