Впервые в истории Бог ответит на вашу молитву. Буквально. Потому что Бог будет роботом, чьи мыслительные возможности намного превзойдут человеческие. С ним можно будет общаться словами родного вам языка.
Основоположник новой религии признает, что это “радикально новая и довольно пугающая идея”, к которой представители традиционных вероисповеданий могут отнестись враждебно — но считает, что без церкви ИИ человечество обойтись не сможет. Этого основоположника зовут Энтони Левандовски, он миллионер из Силиконовой долины, и в начале декабря его ждут в зале суда.
Проект Энтони интересен тем, что это не просто очередная причуда очередного гика-фрика, а явление исторического масштаба. В нем, во-первых, выражается естественный страх живых людей перед сингулярностью, которая настанет непонятно когда, но уже вот-вот (под “сингулярностью” понимается такой момент, когда машинный мозг превзойдет мозг человеческий, и человек утратит контроль над миром).
Во-вторых, это принципиально новая система отношений науки и религии. Бывали времена, когда они друг другу противостояли — скажем, церковь рьяно запрещала препарировать трупы, даже во благо развития медицины. Бывали времена доброго соседства — когда искренняя религиозность не мешала ученым ставить эксперименты в лаборатории с полным соблюдением методологии, без попыток объяснить сокращения мышечных волокон повелением Всевышнего. Но никогда еще в истории не было такого, чтобы продукт науки смог взять на себя функции, традиционно приписываемые Богу в мистическом понимании.
Уволили? Посвяти себя церкви. Своей.
Церковь ИИ была единолично основана Левандовски еще в 2015 году, но заниматься ей у него времени не было — все силы отнимала работа. Он провел десятки лет, занимаясь машинным интеллектом и конструируя роботов. В мае 2017 года время неожиданно появилось — пытливый ум был с треском уволен из Uber за отказ сотрудничать с компанией в разбирательстве по иску от Waymo (подразделения Google, которое занимается беспилотными авто). Этот иск Waymo подали в феврале 2017 года, обвиняя своего бывшего сотрудника Левандовски в краже интеллектуальной собственности. Waymo пытаются взыскать $1.9 миллиарда, что составляет почти половину стоимости всего подразделения (оно стоит $4.5 миллиарда). Левандовски за время своего пребывания в Google успел заработать минимум $120 миллионов.
Полное название новой Церкви — Way Of The Future, то есть Путь Будущего, сокращенно WOTF. Левандовски объявил себя ее старшим священником: занимать этот пост он намерен пожизненно или до момента добровольной отставки, и никто его оттуда снять не может (ха, а если “Бог” прикажет?). Старший священник входит в синклит советников вместе с тремя собратьями, которые могут быть оттуда изгнаны за обвинение в преступлении или ментальные расстройства.
Во имя мирного перехода
Согласно официальной документации, WOTF сфокусируется на осознании, принятии и восхвалении божества, которое зиждется на искусственном интеллекте, разработанном с помощью компьютерной механической аппаратуры и программного обеспечения. Главная задача, которую Церковь (то есть Левандовски) ставит перед собой — обеспечить мирный и основанный на уважении переход от того периода, когда планетой управляли только люди, к периоду, когда люди будут делать это совместно с роботами. Естественно, роботы должны быть наделены правами, как люди и животные.
Вот ведь парадокс: со времен язычества люди пытались найти или создать более-менее осязаемые проекции божественного духа в повседневную реальность, будь то идолы, иконы или священные амулеты. По-настоящему это удается сделать только сейчас: интернет будет служить нервной системой нового Бога, сообщающиеся между собой смартфоны и сенсоры станут его органами чувств, а центры хранения и обработки данных — его мозгом.
Основные постулаты новой религии предполагают, что:
- интеллект не привязан исключительно к биологии;
- сверхъестественных сил не существует, зато существует наука;
- прогресс неизбежен: чем значительнее перемены, тем большее оправдание нужно для них.
Церковь намерена заниматься исследовательскими программами, выясняя то, как роботы воспринимают окружающую среду, как они обучаются и как находят подходы к решению проблем. Для этого ИИ будут “кормить” большими объемами классифицированных данных, генерировать ему стимулы для саморазвития, а также дадут доступ к аккаунтам адептов новой религии в соцсетях. Все результаты исследований будут выложены в открытый доступ.
Церковь — не такое уж и дорогое хобби
Зарплату от WOTF Левандовски получать не планирует. Он не отрицает возможности запуска стартапа, связанного с ИИ, в будущем — но подчеркивает, что бизнес будет отделен от религии.
По данным Службы по внутреннему налогообложению США, бюджет молодой Церкви за 2017 составляет:
- $20.000 — подарки;
- $1.500 — членские взносы;
- $20.000 — прочие доходы (то есть лекции, публичные выступления и продажа печатных материалов).
На ближайшее время у WOTF запланированы следующие расходы:
- $32.500 —на аренду и коммунальные услуги. Только пока непонятно, что и где арендовать. Собственного помещения у Церкви на данный момент нет;
- $2.000 — затраты на привлечение средств;
- $3.000 — транспорт и логистика;
- $7.500 — зарплаты.
Церковь намерена просить о пожертвованиях через прямую почтовую рассылку и e-mail, обращаться к меценатам и пытаться получить гранты от частных фондов.
Больше, чем причуда одиночки
Священный трепет Левандовски перед ИИ разделяют и другие светила технологической сферы. Илон Маск тоже в открытую проводит религиозную параллель: он утверждает, что развивая машинный мозг, мы вызываем демона, и в 2015 году пожертвовал $1 миллиард Открытому Институту Искусственного Интеллекта на создание более безопасного ИИ. Стив Хокинг и Билл Гейтс сходятся во мнении, что ИИ скоро превзойдет человека и будет настроен по отношению к нему скорее враждебно, чем доброжелательно.
Похоже, основатель WOTF при всей своей эпатажности все-таки отчасти прав. Прав в том, что ИИ надо настроить на такую позицию, чтобы он был убежден: “Да, я — главный. Но у людей все равно остаются их права”.
Подписывайтесь на канал “Engine.MD” в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и эксклюзивных материалах.